Интересно знать, что...
на главную

Рождение кинематографа

2018-05-07


28 декабря 1895 года премьера получасового сеанса синематографа состоялась в Индийском салоне, расположенном в подвальном помещении парижского Гранд-Кафе на бульваре Капуцинок. В зрительном зале присутствовали 35 человек, они и посмотрели кинофильмы, снятые братьями Луи и Огюстом Люмьерами. Первым был показан фильм «Выход с завода» - двухминутный сюжет, снятый Луи Люмьером весной и летом 1895 года в трех вариантах. На глазах у зрителя раскрываются тяжелые железные ворота, из которых толпой выходят работницы, выводят свои велосипеды рабочие. Их фигуры вырастают на экране, приближаются к зрителю, а затем удаляются.



В фильме «Завтрак младенца» запечатлена камерная семейная сценка: мать и отец (сам Огюст Люмьер) кормят свое дитя.



Наибольшую известность снискали фильмы «Прибытие поезда» и «Политый поливальщик». В первом запечатлен приход пассажирского поезда на небольшую станцию Ла-Сьота в Провансе. Когда с экрана прямо на зрителей наезжал локомотив, в зале раздавались крики ужаса, а самые слабонервные пускались наутек. Героем фильма «Политый поливальщик» стал садовник супругов Люмьер, поливавший грядки из резинового шланга. Мальчишка-озорник наступает на шланг, озадаченный садовник заглядывает в патрубок и попадает под струю воды. «Политый поливальщик» стал предтечей не только жанра кинокомедии, но и всего художественного кино.




Отныне дата 28 декабря 1895 года традиционно считается днем рождения кинематографа. Само слово «кинематограф» (греч. «кинема» - «движение» и «графо» - «пишу») придумал Леон Були, а на роль изобретателя кино могли бы претендовать поляк Казимеж Прушиньский, англичанин Уильям Фриз-Грин или немец Макс Складановский. Все они создавали аппараты, во многом сходные с теми, которые снискали славу братьям Люмьерам, однако отсутствие денег, покровителей и простого везения никому из них не позволило стать первооткрывателем.

А началось все с фотографии. Именно она открыла невиданные прежде возможности документально точной передачи окружающей реальности. Однако, «останавливая мгновение», фотоснимки запечатлевали лишь статичные образы, и довольно скоро начались поиски способов их «оживления». Первые попытки сводились к изготовлению и показу серии фотографий, фиксировавших последовательные фазы движения объекта. Скажем, снимки отдельных фаз прыжка наклеивали на барабан с ручным приводом, затем кто-нибудь начинал крутить ручку, и возникающий при этом стробоскопический эффект создавал иллюзию движения. Подобные устройства назывались праксиноскопами и зоотропами. Один из них сконструировал в 1877 году француз Эмиль Рейно, изготовивший своеобразный «фотофильм» из 700 снимков.

В 1860 году американский инженер Коулмен Селлерс запатентовал «кинематоскоп» - аппарат для показа фотографий, наклеенных на вращающийся валик. При вращении каждый снимок на миг задерживался перед объективом, и глядящий в окуляр зритель видел «ожившую» картинку.

В 1872 году Эдвард Джеймс Маггеридж сделал первую серию фотоснимков, запечатлевших бег лошади. Вдоль беговой дорожки на ранчо губернатора Калифорнии Лиланда Стэнфорда он поместил с одной стороны белый экран, а с другой - 24 фотоаппарата, привязав к их затворам натянутые поперек дорожки нити. Бегущая во весь опор лошадь разрывала эти нитки, один за другим спуская затворы фотокамер.

Фотоснимки Маггериджа доказали, что бегущая галопом лошадь в какой-то момент отрывается от земли всеми четырьмя копытами, позволив спонсору фотоэксперимента Лиланду Стэнфорду выиграть крупное пари.

В 1882 году французский физиолог Этьен-Жюль Марэ изготовил большое число серийных фотоснимков, запечатлевших движения людей и животных. Перед объективом его аппарата, названного «фоторужьем», поочередно перемещалось несколько десятков фотопластинок, закрепленных на вращающемся диске. В том же аппарате происходил и показ отснятых материалов.

Появлению кинематографа предшествовал целый ряд промежуточных изобретений в области технологии фотосъемок и проецирования снимков.

Во-первых, для того чтобы на свет появилась кинокамера, необходимо было модернизировать носитель изображения. Применение хромово-серебряной эмульсии позволило значительно сократить время экспонирования. Не менее важную роль сыграло создание целлулоида как основы для нанесения светочувствительного слоя. Так появилась свернутая в катушки целлулоидная фотопленка, которую стали называть кинолентой. В 1887 году ее выпустил в продажу Ганнибал Гудвин и почти в одно с ним время наладил производство собственной пленки Джордж Истмэн.

Во-вторых, Томас Эдисон не только сконструировал кинетограф (съемочную камеру) и кинетоскоп (устройство для показа движущихся изображений), но и первым догадался применить перфорацию пленки, позволившую синхронизировать ее перемещение в фотоаппарате. Уже в начале 1894 года Эдисон и его оператор Уильям Кеннеди Лори Диксон снимали коротенькие киносюжеты. Первый их показ состоялся в Нью-Йорке 14 апреля 1894 года, однако из-за того, что изображение проецировалось в корпусе самого кинетоскопа, смотреть эти фильмы можно было только в одиночку. Первый сеанс длился 15 минут.

В 1894 году польский изобретатель Казимеж Прушиньский сконструировал свой аппарат для съемки и демонстрации фильмов - плеограф (после усовершенствования в 1898 году был назван биоплеографом). Главным недостатком его камеры был слишком громоздкий лентопротяжный механизм. Напомним, что в 1902-1903 годах Казимеж Прушиньский руководил киностудией «Плеограф», выпускавшей такие короткометражки, как «Францисканская улица» и «Каток в Лазенках».

Первая кинокамера появилась как усовершенствованный вариант фотоаппарата. Дополнивший его шаговый лентопротяжный механизм позволил снимать отдельные кадры с короткими промежутками и приводился в движение сначала ручкой, позднее - пружиной, а в наше время - электроприводом. В первых кинокамерах лента перемещалась со скоростью полтора десятка кадров в секунду, искажая движения объектов съемки (стандартная скорость движения ленты - 24 кадра в секунду). На заре кинематографа функции проектора выполняла та же кинокамера, как у братьев Люмьеров, снабженная лишь источником света, проецирующим изображение на экран. Один из первых кинооператоров, сотрудничавший еще с братьями Люмьерами, Феликс Месгиш снимал свои фильмы в разных уголках мира.

Поначалу сами братья Люмьеры недооценивали значение и перспективы своего изобретения. На первом показе синематографа присутствовал только Огюст. После сеанса к нему подошел молодой человек (директор театра магических искусств и впоследствии известный режиссер Жорж Мельес), и попросил продать ему киноаппарат, предложив в уплату все свое состояние - 10 тысяч франков. На это Люмьер ответил: «К счастью, мое изобретение не продается, ибо в противном случае оно разорило бы вас дотла. Как научный курьез, оно еще будет представлять интерес какое-то время, но коммерческого будущего у него нет».

Режиссером всех фильмов был Луи Люмьер. Огюст снял только один сюжет и по собственному убеждению был в гораздо меньшей мере причастен к изобретению кинематографа. Луи не только вел киносъемку, но и лично занимался проявкой пленок. Огюст Люмьер до конца дней сохранил трогательные чувства к своему приключению с кинематографом и оказывал неизменную поддержку своему брату.

Сеансы в Гранд-Кафе пользовались оглушительным успехом. Ежедневно у кассы выстраивались бесконечные очереди жаждущих увидеть новую техническую диковинку, и демонстрация роликов шла без перерывов с 10 утра до часу ночи. В восторгом был принят фильм «Механическая колбасная лавка». В центре кадра был установлен огромный ящик с вывеской колбасной лавки. Мясники загоняют в ящик живую свинью и, покрутив прикрепленное к боковой стенке колесо, извлекают оттуда уже готовые колбасы. Так с помощью монтажа был создан один из первых кинотрюков, а сам сюжет по праву можно считать первым рекламным роликом.

На волне успеха первых сеансов в Гран-Кафе вплоть до 1905 года (когда братья Люмьеры закрыли свою киностудию) на экраны непрерывным потоком выходили снятые другими режиссерами фильмы, в числе которых появились первые игровые драмы и комедии. Люмьеры разослали по всему свету своих операторов, которые повсюду открывали кинотеатры, демонстрировали на специальных показах широкие возможности кинематографа и снимали новые документальные фильмы, став первыми хроникерами современности. К числу таких посланцев и соратников братьев Люмьеров принадлежал и оператор Александр Промио, прославившийся съемкой похоронного кортежа королевы Виктории из гондолы воздушного шара. Тот же Промио первым придумал проезды кинокамеры. Однажды во время лодочной прогулки по венецианскому Большому каналу ему пришло в голову, что вместо съемки движущихся объектов стационарной камерой можно снимать в движении проплывающие мимо пейзажи.

Изобретение кино, в перспективах которого так сомневался один из его творцов, открыло новую эпоху в истории культуры.

В 1995 году, когда отмечался столетний юбилей кинематографа, 40 современных режиссеров сняли настоящей камерой братьев Люмьеров сцены по образу и подобию знаменитого «Прибытия поезда». Инициатором этого проекта выступил сотрудник лионского Музея кино Филипп Пуле, который отреставрировал кинокамеру и подготовил для съемок почти такую же киноленту, какой пользовались братья Люмьеры. Столь же исторически достоверными были и режиссерские приемы: один единственный дубль продолжительностью не более 52 секунд, без искусственного освещения и синхронизации звука. За камерой стояли такие знаменитости, как Питер Гринуэй, Вим Вен-дерс, Спайк Ли, Клод Лелуш, Чжан Иму и Лив Ульман.







Подтвердите, что Вы не бот.
(введите число)