Интересно знать, что...
на главную

Как Генри Бессемер победил морскую болезнь

2018-03-15


Приятно путешествовать и познавать мир, а не сидеть в каюте, страдать от морской болезни, если, например, сегодня водная гладь немного взволнованна. Не каждый из нас подвержен болезни от движения: некоторая часть человечества спокойно переживает монотонные колебания водного или сухопутного транспорта. Таких стойких путешественников, бесспорно, можно назвать счастливчиками, которые избавлены от ощущения тошноты, головокружений от укачиваний.

И удивительно, что если в обществе возникает проблема, например, страдания от морской болезни, то всегда активизируется ряд ученых, желающих помочь человечеству. Как говорится: «Бросьте идею изобретателям, а они уже постараются создать повод для открытия и мирового фурора!»

Очень внимательным был к проблемам общества гениальный человек - металлург, физик и изобретатель Генри Бессемер, эпоха которого – это старая добрая Англия средины девятнадцатого века.

Генри Бессемер – разносторонняя личность, способная воплотить самые смелые идеи. Он – автор более сотни изобретений, которые он патентовал и внедрял в жизнь общества. И многие его новации считаются полезными. Ведь если вспомнить первичные способы изготовления карандашей в Европе в средине 19 века, то окажется, что это был трудоемкий и ювелирный процесс по растачиванию грифельных брусков под нужные размеры. А вот Генри Бессемер предложил обратный способ - прессовать графитый порошок, имеющийся на фабрике в больших объемах. Это во много раз ускорило и удешевило процесс изготовления фабричным графитных карандашей.

А после завершения Крымской (Восточной) войны (середина XIX века) Генри Бессемер имел конструктивную беседу с капитаном французской армии Клодом Этьеном Минье, известным, как изобретатель нарезной пули. В ходе разговора выяснилось, что литые чугунные пушки не обладают достаточной прочностью, чтобы выдерживать нагрузки при стрельбе новым типом снаряда со стабилизирующим вращением, который создал Генри Бессемер. Получив нужную информацию, английский гений Бессемер начинает действовать.

В ходе регулярно проводимых экспериментов Генри Бессемер понял, что чугун увеличивает свою прочность при воздействии воздуха в ходе плавки. В 1856 году Генри Бессемер уже убеждал ученый совет в том, что возможно отрегулировать процесс ковки железа и стали без использования топлива. И метод очень прост: выполняется передел жидкого чугуна в литую стать простым путем продувки сквозь промышленные резервуары сжатого воздуха. Этот инновационный метод вошел в мировую историю техники и получил название – бессемеровский процесс.

И теперь задумайтесь, какой силы воли и гибкого разума был Генри Бессемер. Он обогнал свое время. А с морской болезнью он справился в три счета:

убрал первопричину возникновения морской болезни;

сделал путешествие на кораблях более комфортным;

создал новую форму транспортного средства.

А все ли ему удалось? Ведь как бывает, идея смелая, а вот ее реализовать правильно на сто процентов не всегда получается.

Изобретение Бессемера, как лекарства от морской болезни, вызвало ажиотаж и пересуды в обществе. Генри Бессемер создает 1875 году большой деревянный корабль, в центре которого подвижно расположено цилиндрической формы помещение, разделенное на уютные каюты для пассажиров. Для крепления жилого помещения использовали продольную горизонтальную ось, соединенную с корпусом корабля. Внешне капсула была оббита резиновыми уплотнителями для амортизации и смягчения вибрации судна и возможных ударов при качке.

Ни о какой автоматике речь в изобретении корабля не шла, а использованы проверенные принципы гидравлического механизма. Штатным расписанием предусматривалось иметь на судне специально обученного матроса, который следил за показаниями спиртового уровня. Если он выявлял значительный угол крена, сопровождающийся отклонением уровня от нормы, то выравнивал положение капсулы, где находились пассажиры, в первоначальное положение путем перекачки жидкости в специально предназначенных для этого цилиндрах.

Но не всегда матросу удавалось вовремя реагировать на изменения, и были нарекания от пассажиров на условия пребывания на чудо-корабле, где якобы морская болезнь невозможна. Таким образом, качка иногда побеждала чудо-изобретение.

Корабль, получивший наименование в честь изобретателя, долго обществу не прослужил, был продан, после недолгой эксплуатации сел на мель и впоследствии стал стационарным помещением для занятий студенток женского колледжа.

С появлением судов большого водоизмещения острота проблемы морской болезни постепенно была снята. Отметим, что подобный принцип подвески продолжает использоваться и сегодня на всех без исключения кораблях. Разница только в количестве таких устройств, применяемых на корабле. Ярким примером применения является подвеска следящей системы в гироскопических курсоуказателях.







Подтвердите, что Вы не бот.
(введите число)